Антон Мартынов (podakuni) wrote,
Антон Мартынов
podakuni

Category:

Немного про развитие фото: что происходит и куда мы катимся?



Давайте я сразу зайду с козырей. Приготовьтесь, возможно это будет больно. Итак. Подавляющее большинство фотографий, которые так кропотливо и многотрудно снимают люди, практически никому не нужно. И проблема не в том, что эти фотографии плохие. Очень часто это весьма хорошие кадры, которые сделали бы честь иному известному фотографу несколько десятилетий тому назад. Но сейчас у этих снимков всего несколько зрителей — сам автор, его родные и знакомые. И всё.

Но как же так?! А вот так. Для примера несколько картинок:







Какие-то мужчины, женщины, дети… Кто-то улыбается, кто-то серьёзен. Где-то свет получше, где-то похуже. Что общего у этих кадров?

Можно долго гадать, но если не знать правды, то догадаться очень сложно. Хорошо, обойдёмся без подсказок, сразу ответ: это изображения никогда не существовавших людей, которые генерит в реальном времени нейросеть https://thispersondoesnotexist.com/ (сходите посмотреть, это очень круто).

Зачем нам нужно смотреть на эти снимки? Буквально недавно, чтобы получить такое изображение нужно было:
  • пойти в магазин, купить там фотоаппарат
  • научиться им хотя бы минимально пользоваться
  • найти того, кто готов фотографироваться
  • найти место для съёмок
  • договориться с моделью и пойти туда, сделать кадры
  • сбросить их на комп
  • отобрать лучшие
  • загрузить результат в Сеть

И это ещё по самому минимальному пути, отбросим всякие этапы вроде работы со светом или ретуши портретов. А теперь такие «фото» можно делать в один клик и для этого не нужен ни фотоаппарат, ни фотограф, ни модель, и вообще ничего из вышеперечисленного списка. Достаточно, чтобы понять, что популярные «просто фото» людей уже становятся неактуальными: ведь обычным зрителям всё равно на что смотреть: на кадры, снятые людьми или на сгенерённые нейросетью изображения. Их ведь даже не отличить.

Но ведь фотограф может снять и обработать красиво! Это ведь тоже отличие человека от программы — умение делать красиво? Да, умение видеть красоту и навыки по обработке исходника для получения симпатичного изображения тоже ценится. Упс. Нет, раньше сильно ценились. А сейчас такое делается в один-два клика:



В этом месте обычно люди начинают возмущаться. Но ведь фотограф может попросить модель улыбнуться или быть серьёзной. Может попросить сбрить бороду или отрастить. А тут что получилось, то и получилось. Окей, вот вам результаты работы другой нейросети (FaceApp), которая может в один клик «улыбнуть» человека (причём, весьма качественно), омолодить его, состарить и даже поменять пол:





Но... Как же свет? Свет! А? Ведь опытный фотограф может поставить свет! Да, это так. Но посмотрите, какой интересный алгоритм релайтинга недавно был показан публике: https://augmentedperception.github.io/total_relighting/ Согласно этому описанию, человека можно снимать где угодно и помещать потом куда угодно, программа сама переделает освещение на снимке так, чтобы оно соответствовало новым условиям:



Но ведь при съёмке можно крутить модель! Поворачивать! Снимать с другого ракурса! Позирование, вот это вот всё! Прекрасно. Вот несколько роликов, на которых ходит, говорит и что-то показывает известный актёр Том Круз:



А что с ними не так, спросит зритель. Ну, Круз как Круз, какое он имеет отношение нашей дискуссии? А самое прямое. Всё не так с этими роликами: это вовсе не Том Круз. Вы видите результат работы ещё одной нейросети под названием DeepFake, которая позволяет «натягивать» лицо одного человека на видео другого. При этом, как вы можете видеть, программа прекрасно отрабатывает изменение освещения, разные ракурсы, позы, мимику и так далее. Берите сгенерённое изображение, натягивайте его на видео, и крутите в любые стороны, заставляя улыбаться, хмуриться, жмуриться и вообще всё, чего только захочется. Даже раздевайте людей, если есть такое желание. Или одевайте, если захочется.

Ну, то есть, мы уже сейчас можем видеть, что большинство навыков, которые раньше были доступны только опытным фотографам, теперь становятся просто строчками программ и могут быть реализованы в один-два клика. А это означает, что старая «просто фотография» уже пройденный этап. Забудьте. Просто фоточки уже никому не нужны. Проехали. Это как с алюминием. Изначально процесс получения этого металла был настолько дорогим, что стоимость алюминия превышала стоимость золота. Из этого лёгкого металла пытались делать украшения, статуэтки и медали. Его дарили королям. Но потом был изобретён более эффективный способ получения алюминия и из этого металла стали делать самые дешёвые столовые приборы для бюджетного общепита.

Давно уже подмечено, что история любит двигаться по спирали. Мы помним, что живопись появилась давным-давно, в самом начале истории человечества. Она прошла долгий путь от схематических изображений и до максимально реалистичных полотен. И она так бы и зависла в плену гиперреализма, если бы не фотография, которая освободила живописцев от необходимости подолгу тщательно выписывать детали изображения, чтобы они выглядели «прямо как в жизни». Фотография позволяла получать реалистичные изображения намного быстрее и художники с удовольствием оставили необходимость писать реалистичные полотна. Вместо этого они занялись тем, чем им давно уже хотелось — погрузились в мир чувств, эмоций, сюрреализма, и прочих абстракций. Что, кстати, так и не смогли до конца принять многие почитатели «традиционного искусства». Это была одна петля из большой спирали.

Сейчас мы можем видеть, как буквально на наших глазах, история закладывает ещё одну петлю, но уже делает это намного быстрее. Теперь уже фотография постепенно доходит до своего предела и вот-вот её сменит что-то иное. И фотографы с удовольствием освободятся от необходимости делать чёткие, детализированные фото с проработанными тенями и светами и смогут, наконец-то, заняться чем-то иным, что их волновало раньше, но чем они не могли заниматься в силу того, что публика ждала от них «красивых фоточек».

Чем заняться? Поиском смыслов, например! Созданием работ, которые содержали бы в себе эмоцию. Которые заставляли бы зрителей испытывать какие-то переживания. Которые заставляли бы о чём-то задуматься. Или несли бы в себе какую-то информацию, которую зрители могли бы считывать, глядя на снимок (кстати, далее будут кадры сняты на смартфоны):


Lautissier Stephane | IPPAWARDS 2019 | Children Honorable Mentions


Jason Moss | IPPAWARDS 2019 | Children Honorable Mentions


Patrycja Weglorz | 10TH ANNUAL MPA | Portrait Honorable Mentions | Esmail | iPhone 6s


Anna Witkowska| 8TH ANNUAL MPA | Silhouettes Honorable Mentions | Huawei VTR-L29


Babis Beslemes| 10TH ANNUAL MPA | Portrait Honorable Mentions | Angel’s Laundry Day | Samsung SM-J710F


Stephane Pelletier| 10TH ANNUAL MPA | Portrait Honorable Mentions | iPhone 11 Pro


Juliet Cope| 10TH ANNUAL MPA | Portrait Honorable Mentions | Skateboard Bruise


Roy Pan| 8TH ANNUAL MPA | Silhouettes Honorable Mentions | iPhone XS


А помогают в этом фотографу символы, при помощи которых он выражает то, что хотел бы сказать своим зрителям. Про символы я недавно записал большой класс в LiveClasses: https://liveclasses.ru/course/photo/symbols_as_important_tool_of_photographer/



Промокод MARTYNOV даёт 15% скидки (на все классы, не только этот).

Tags: liveclasses, photographic, photos, photoschool, pr
Subscribe

Buy for 800 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 106 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Антон, мы это не так давно проходили в смене пленочного фото на цифровое, так что да:)
Точно! Совсем недавно мы бегали по пляжам. таскали за собой тяжелый реквизит, жарились на солнце, ловили это чертово солнце на закате, ... потом ночью проявляли пленки, печатали фотографии... чтобы утром уже раздать клиентам... зимой бегали по детским садикам ...застревали в глубоких сугробах по дороге в клубы забитых деревушек... короче ...эх....

prosto_vova

1 month ago

basky62

1 month ago

I_Viktor_I

1 month ago

basky62

1 month ago

Вы совершенно правы, только не в этом вопросе (с) Щербаков. То, что вы предрекаете - это камеры в современных смартфонах - когда проблемы оптики/матриц нивелируют сотовой обработкой. Только вот софтовая обработка дает один из стандартных вариантов и при попытке как то творчески сдвинуться со стандарта - результат печальный.
Про востребовательность снимков - еще не так давно фотографию зритель мог увидеть только в журнале, тот кто из покупал / выписывал, конечно. С эпохой интернета количество авторов, которых можно было увидеть резко выросло. Сейчас мы вернулись к исходному положению - настоящий снимок, приличного разрешения и размера видит очень мало зрителей. Большинство довольствуются 6х9 на телефоне.
Почему бы не взглянуть на ситуацию с другой стороны? В процессе создания фото все думают о зрителе, но совсем забывают о фотографе.

Давайте сравним эмоции, которые фотограф проживает, делая фотографии, потом просматривает и вспоминает их, спустя годы.

Не вижу тут какого-либо применения сгенерённой фотографии, совсем. И, даже не вижу альтернатив "взять фотик и умчаться в поля" - как бы изощрённо софт не делал кадры.
Для ctmz такие фото можно и нужно делать, Тут просто вопрос стоит в том, что никому кроме автора они не нужны больше.

fotoromantik

1 month ago

sir_stephen

1 month ago

eugenegordin

1 month ago

lesnoybrodyaga

1 month ago

antonkachinskiy

1 month ago

sunsinta

1 month ago

Всё в точку но при массовом потреблении. Штучные эмоционально одухотворённые вещи останутся.

Когда там уже нейросети научатся генерировать морду старого индуса чтобы фотоконкурсы мировые такими снимками не замусоривали?

Все верно. Я и бросил снимать отчасти потому, что надоело вылизывать снимки.

Вообще, странный вопрос. Фото нужно тому, кто его делает. На память, ради самого процесса, в дополнение к рассказу, и т. п. С трудом представляю себе человека, который бы повесил дома на стену портрет совершенно незнакомого человека, реального, или созданного нейросетью - без разницы.
Я вчера бродил по гуглопанорамам Бока-Чики, что недалеко от столицы Санто-Доминго. В мае 2017 я провёл там несколько дней. Брал с собой "цифромыльницу", и сколько-то фоток привёз. Но "пейзажные" все в корзину. Я могу взглянуть на те же улицы и отель, в котором жил, кликая по гуглокартам.

Чаще всего, этого достаточно для оживления воспоминаний.

А, вот пещер "Три глаза" на панорамах нет. :) А у меня есть. И чёрные рыбки в пещерном озере плавают :)

Так что, ценность фотографий для снявшего тоже будет падать со временем. Но не всех! Пока ещё это не стало совсем бессмысленным :) но когда-нибудь станет, увы.

Фото и видео близких тоже иногда становятся отрицанием самих себя.

dimorlus

1 month ago

suvorow_

1 month ago

dimorlus

1 month ago

alex_mandel

1 month ago

dimorlus

1 month ago

alex_mandel

1 month ago

Такое ощущение, что Брессона, Эрвитта, Уэбба, Парра и прочего агентства Магнум не существовало. Манямирок.
Да . Вы правы. Но это для продвинутых, коих исчезающе мало. В композицию фотографии чуть более, чем никто.
Посему и вводная, и финал в тексте — разумны. Автор верно смотрит на мир.

ЗЫ. Про символы не читал, хотя знаком с темой. Преходящее это, символы.

roy_ph

1 month ago

Тут у вас только про лица. Есть еще ИИ, который рисует пейзажи по грубому наброску, есть ИИ, которые дорисовывает до "фотореализма" компьютерную 3д-графику. Но вот пока не встречал генератора репортажных фотографий. Рекламные фото с продуктами - делаются с помощью трехмерного моделирования, и дальше дополняются коллажем с помощью огромной библиотеки изображений. Поэтом, пока, я думаю, репортаж будет существовать. Может некоторые репортажи получится генерировать, если все смартфоны будут сливать фотки в облако, но пока такого нет. Да и пока непросто представить фото с телефона с какого-нибудь спортивного мероприятия, где зрителей мало и они вдалеке от самого события (гонки, бега, игровые командные вид спорта).
Да вы этот "ИИ" чтобы он что-то дорисовал до продакшн-качества будете неделю настраивать и тестировать.

provocateur_b

1 month ago

При всем уважении — никакого Тома Круза там нет, видно сразу.

И по остальному тоже самое.
Это вам видно. А большинству, увы, не видно.

sunsinta

1 month ago

podakuni

1 month ago

sunsinta

1 month ago

более того, уже ИИ оживляет фотограции — люди со статичных снимков улыбаются, моргают, поворочаивают голову
фотограции

Хорошая опечатка.
Практически всё, о чём вы написали в первой части, относится к ремеслу, а во второй — к искусству.
А, вот, в серьезных изданиях примерно середины 60х годов прошлого века (отнюдь не только советских!) утверждали, что шторный затвор давно себя исчерпал, его недостатки очевидны, будущее - только за центральными затворами, как межлинховыми, так и залинзовыми, это ближайшее будущее, покайтеся, а то грядет! Ну, кто помнит,- "Зениты" с 4го по 6й (и проектный 11й - не тот 11й, что по-сули, Е, но с нажимной диафрагмой).

А в начале 30х годов (или даже в 20х) была статься в СФ "Не надо увлекаться "Лейкой"!", где автор писал, что кажущаяся простота съемки на "Лейку" (т.е., на обычную 35мм перфорированную пленку) - это вред, это шаг назад, то ли дело пластинки большого формата, а то, понимаешь, снимают "Лейкой" где попало и кого попало, чуть не котов всяких.

Так что всяко бывает.

Фотограф - видит. В его фотографии непременно "читается" его личность, его пристрастия, его вкусы, его манеры. И, как верно заметил автор - эмоции. Ведь эмоции объекта снимка накладываются на эмоции фотографа, автора, и получается совершенно новое, то, чего и не было на самом деле, но оно - вот, есть. А уж про репортажную съемку я и не говорю. Я-то сам тяготею именно к репортажной съемке, когда я вижу мгновение, которое через миллисекунду исчезнет навсегда.

EYE-on-Fashion-2014-28

DSC00711

DSC06143

DSC01009

Ни ы коем случае не утверждаю, что опубликованные выше снимки - прям таки очень уж хороши. Но это часть тех снимков, которые у меня купили и потом публиковали и в печатных изданиях, и показывали "даже" по телевизору. Ну, и эти просто оказались под рукой. В них как раз отражены эмоции разных людей в разных ситуацих.
Девочка на полу — это оооочень круто...
У меня таких штук 200 или больше. А у инстаграмных мамаш вообще тысячами.
Антон, ты остановился в одном шаге от логического завершения картины.

Мы стали свидетелями очень занимательного процесса: фотография очистилась от участия человека на всех этапах кроме последнего. Человек пока еще нужен как зритель. Но нейросеть обязательно посмотрит твой класс.

Добро пожаловать в дивный новый мир!
Черно-белая железка с душой! Остальные не зашли.
Вообще на технической стороне светописи можно ставить крест. Техника рулит.
Зато какой простор, как говорили в прошлом, для творчества масс!
То что 99% этого творчества будет г****м. Нормально!
99,(9)% любого творчества это кал. Всегда и у всех.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →