
Обычно, когда начинающие фотографы спрашивают «а какой первый объектив мне купить?» я говорю про то, что логичнее всего сначала было бы приобрести наиболее универсальный объектив, у которого был бы самый большой перепад фокусных расстояний, типа 18-200 мм для кропа (примерно 28-300 мм в 35-мм эквиваленте на большинстве систем). Да, как правило, такие объективы — это компромисс между качеством, ценой и весом. Часто, увы, у большинства производителей баланс склоняется в сторону невысокой цены или малого веса и мы видим посредственные объективы, которые годятся только в качестве именно что первого «пробного шара». Я всегда добавлял, что, мол, вот поснимаете некоторое время этим объективом, поймёте какие у вас предпочтения по фокусным расстояниям и купите потом себе уже не такой универсальный и более качественный объектив. А эту линзу либо продадите (при бережной эксплуатации потеря в цене будет не очень большой), либо оставите для тех случаев, когда хочется снимать, но дорогой объектив брать с собой жалко или когда тащить много объективов просто лень. Ну, например, при съёмке в отпуске, когда вы берёте камеру на пляж, поснимать ребёнка в волнах и всё такое прочее. А если начинающему фотолюбителю хотелось какого-то более «долгоиграющего» решения (чтобы объектив можно было и дальше использовать, по мере творческого роста), я предлагал посмотреть на умеренные зумы, с фокусными расстояниями вроде 24-105 мм на полном кадре. Такие объективы тоже позволяют неплохо понять предпочтения в использовании тех или иных фокусных расстояний, но, при этом, их потом можно продолжать использовать как рабочий инструмент, потому что они чаще всего выпускаются в профессиональном исполнении (с хорошими стабилизаторами, с пыле- и влагозащитной, с постоянной диафрагмой и так далее).
В системе FUJIFILM до недавнего времени с «универсалами» было довольно туго, увы: единственным таким решением был только FUJIFILM XF 18-135mm f/3.5-5.6 R LM OIS WR (27-203 мм в 35-мм эквиваленте). Но с ним компания пошла по другому пути — баланс в этом объективе сместили в сторону качества изображения и он получился довольно крупным и дорогим (разумеется, если выбирать его как начальный объектив). Долгое время особенных альтернатив ему в линейке XF просто не было... И вот, относительно недавно появился новый «универсал»: FUJIFILM XF 16-80mm F4 R OIS WR (24-120 мм в 35-мм эквиваленте). Тот самый вариант основной рабочей лошадки, который можно брать как первым, так и вообще единственным объективом! Понятно теперь почему это был один из самых ожидаемых объективов в сообществе любителей FUJIFILM? Разумеется, когда он появился в Москве, я сразу захотел опробовать его в деле.
К сожалению, объектив у меня был не очень долго, поэтому полноценного обзора не получится, но вот что я могу сказать при первом знакомстве.

Полное название объектива выглядит так: FUJIFILM XF 16-80mm F4 R OIS WR. По этой маркировке сразу видно, что объектив с постоянной светосилой f/4 на всех фокусных расстояниях (которые, напомню, соответствуют диапазону от умеренно ширококугольных 24 мм до довольно длиннофокусных 120 мм в 35-мм эквиваленте). Далее мы видим, что у него есть оптический стабилизатор (OIS) и защита от пыли и брызг (WR). Выглядит довольно многообещающе. Забегая вперёд — поснимать под моросящий дождём мне, увы, довелось (это не самое приятное занятие) и в этих условиях объектив ожидаемо оказался хорош.
Объектив нельзя назвать большим, хотя к маленьким его тоже не отнесёшь:

FUJIFILM XF 16-80mm F4 R OIS WR в руках в короткофокусном положении
При зуммировании объектив удлинняется:

FUJIFILM XF 16-80mm F4 R OIS WR в руках в длиннофокусном положении
По размерам скорее золотая середина, на мой взгляд:

XF 16-55mm F2.8 R LM WR | XF 16-80mm F4 R OIS WR | XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS
Вместе с X-T3 он смотрится очень органично, баланс не нарушается:

XF 16-80mm F4 R OIS WR + X-T3
Качество сборки как всегда на высоте. Кстати, видно, что были сделаны выводы: кольцо диафрагмы довольно тугое, само не перещёлкивается. Объектив не выдвигается самостоятельно, если камеру с ним опустить вниз, зуммирование происходит плавно и без рывков. Работа стабилизатора на слух не слышна, при выключении камеры ничего не болтается внутри. В общем, ощущение от объектива очень приятное. Немного только удивило, что у него нет переключателя стабилизатора на корпусе, так что если понадобится его выключить или перевести в другой режим, то придётся лезть в меню. Мне кажется, это не самое удачное решение. Хотя, положа руку на сердце, не так-то и часто приходилось раньше пользоваться этим переключателем.
Скорость работы автофокуса мне показалась ниже, чем у других топовых зумов FUJIFILM (вроде XF 16-55 F2.8 R), но всё же, она довольно высокая, чтобы можно было спокойно снимать в репортажном стиле:

01 || 80mm | f/4 | 1/120 | ISO 500 | JPEG

02 || 80mm | f/4 | 1/120 | ISO 800 | JPEG

03 || 80mm | f/4 | 1/250 | ISO 10000 | JPEG

04 || 80mm | f/4 | 1/250 | ISO 3200 | JPEG

05 || 80mm | f/4 | 1/250 | ISO 1250 | JPEG

06 || 20.2mm | f/4 | 1/250 | ISO 2000 | JPEG

07 || 65.2mm | f/4 | 1/250 | ISO 2500 | JPEG

08 || 80mm | f/4 | 1/259 | ISO 2000 | JPEG
Что однозначно порадовало — так это работа оптического стабилизатора. Он вообще показал себя во всей красе! Снимать с рук на 1/20? Да, пожалуйста! Вот:

09 || 16mm | f/4 | 1/20 | ISO 10000 | JPEG | с рук
А если на 80 мм? Легко:

10 || 80mm | f/4 | 1/17 | ISO 12800 | JPEG | с рук
Через некоторое время обнаглел и стали искать предел. 1/20 на 80 мм — ок:

11 || 80mm | f/4 | 1/20 | ISO 1250 | JPEG | с рук
1/10 — без проблем:

12 || 80mm | f/4 | 1/10 | ISO 1250 | JPEG | с рук
На 1/5 начались осечки, хотя часто получались и нормальные кадры:

13 || 80mm | f/4 | 1/5 | ISO 640 | JPEG | с рук
И остановился я на 1/2 секунды, снимая с рук, на 80 мм (напомню — 120 мм в 35-мм эквиваленте, на камеру без стабилизации матрицы). Уф! Круто:

14 || 80mm | f/4 | 1/2 | ISO 250 | JPEG | с рук
Стаб — зверь! Чуть ниже вы можете скачать эти кадры в полном размере для более детального рассматривания.
Рисунок оптики у FUJIFILM XF 16-80mm F4 R OIS WR оказался очень знакомым:

15 || 80mm | f/4 | 1/120 | ISO 200 | JPEG
Это и фирменная мягкость на открытой диафрагме:

16 || 80mm | f/4 | 1/120 | ISO 320 | JPEG
И симпатичное боке:

17 || 80mm | f/4 | 1/120 | ISO 400 | RAW + Lr

18 || 80mm | f/4 | 1/320 | ISO 640 | JPEG

19 || 80mm | f/16 | 1/120 | ISO 4000 | JPEG
И хорошая проработка деталей по всему кадру:

20 || 80mm | f/4 | 1/350 | ISO 640 | JPEG

21 || 39.3mm | f/8 | 1/60 | ISO 1250 | JPEG

22 || 16mm | f/8 | 1/200 | ISO 640 | RAW + Lr
И отсутствие видимых дисторсий на всех фокусных расстояниях:

23 || 16mm | f/14 | 1/60 | ISO 640 | JPEG

24 || 23.5mm | f/14 | 1/50 | ISO 640 | JPEG

25 || 35.8mm | f/14 | 1/50 | ISO 1250 | JPEG

26 || 80mm | f/14 | 1/120 | ISO 3200 | JPEG
И отличная работа с контровым светом (причём, именно в контровом мне этот объектив очень напомнил фиксы по качеству):

27 || 80mm | f/4 | 1/210 | ISO 160 | JPEG
При этом — ни намёка на ХА, дисторсии и прочие бяки на всех фокусных расстояниях. Очень высокий уровень! Впрочем, это было ожидаемо. Практически все объективы FUJIFILM по качеству сильно выше среднего уровня.

28 || 27.5mm | f/4 | 1/250 | ISO 2000 | JPEG

29 || 80mm | f/4 | 1/250 | ISO 2500 | JPEG

30 || 80mm | f/4 | 1/120 | ISO 10000 | JPEG

31 || 16mm | f/8 | 1/200 | ISO 640 | RAW + Lr

32 || 16mm | f/4 | 1/150 | ISO 160 | JPEG

33 || 80mm | f/4 | 1/160 | ISO 160 | JPEG

34 || 16mm | f/4 | 1/350 | ISO 640 | JPEG

35 || 80mm | f/4 | 1/220 | ISO 640 | JPEG
Если резюмировать увиденное за короткий срок, то я могу сказать, что при первом приближении FUJIFILM XF 16-80mm F4 R OIS WR — это именно такой объектив, который «и в пир, и в мир»: его можно смело советовать и новичкам, и продвинутым фотографам. Настоящий универсал. Не зря он сейчас стал китовым для FUJIFILM X-T3 — это будет отличная связка, причём не только для съёмки фото, но и для видео. Вот тут хорошо показана работа стабилизации (в сравнении с объективами без стаба):
Ну и один из главных вопросов: цена? 59.990₽, что на мой взгляд весьма сообразно талатам оъектива.
P.S.: За время теста вышло обновление ПО этого объектива, так что если вы купили или планируете купить его, то первым делом я рекомендую проверить прошивку и обновить её.
Здесь вы можете скачать несколько кадров в полном размере для более детального рассматривания.
Journal information