Антон Мартынов (podakuni) wrote,
Антон Мартынов
podakuni

Category:

Ошибка урбанистов



Сейчас тема урбанистики в Москве снова весьма актуальна. В твиттере идут войны, сверкают молнии, гремит гром, но там, увы, не напишешь развёрнуто. Так что я по-старинке, сюда. Итак, мои пять копеек.

Если честно, то я во многом на стороне современных урбанистов, которых сейчас активно ругают (за дело). Я тоже считаю, что в городах (особенно крупных, типа Москвы) надо развивать общественный транспорт, строить новые трамвайные линии, сохранять и развивать троллейбусную сеть, закапывать подземные переходы, сужать улицы, делать парковки платными, развивать пешеходную и велоструктуры и так далее. Исходя из своего опыта я вижу, что все эти решения в долгосрочной перспективе верные. Они нацелены на то, чтобы в конечном счёте сделать нашу жизнь в городской среде комфортнее.

При всём при этом, я отлично понимаю, почему первые ростки урбанистики в том виде, в котором они есть у нас сейчас, народом встречаются в штыки. На мой взгляд, дело в том, что молодые да горячие пацаны и девчата, прочитав пару книг и даже получив профильное образование, со свойственным молодости максимализмом хотят рубить с плеча. Настолько сильно хотят, что аж «кушать не могут, так сильно хотят»! И поэтому готовы даже пропустить один или два этапа развития всей системы. Типа, дёргают за ботву, чтобы морковь быстрее росла. Сейчас поясню мысль.

Урбанисты считают, что у нас уже и так хороший общественный транспорт (ОТ): что в Москве есть отличное метро, есть троллейбус, есть автобусные, трамвайные системы, и так далее, и тому подобное. А раз всё это есть, то (заглядывают в толстый учебник) можно переходить к следующей части: выпиливанию автомобилистов из городской среды! А это означает внедрение всех непопулярных мер вроде платных парковок, сужения дорог, строгого контроля за трафиком и конских штрафов даже за малейшие нарушения ПДД... В общем, всё то, что приводит к сильному повышению стоимости владения личным автомобилем в городе. И по учебнику-то они правы — это действительно второй шаг, вполне разумный. Горькая пилюля, которую рано или поздно придётся принимать.

Проблема же в том, что утверждение о наличии развитого ОТ в Москве не совсем корректное. Вернее, нет. Не так. ОТ действительно развит, но он пока ещё довольно неудобен. Он имеет кучу дыр, нестыковок, проблемных мест. Он неудобен во многих ситуациях, у него часто неоптимальный график движения и непродуманные маршруты. Полагаю, люди, которые постоянно передвигаются при помощи ОТ, согласятся со мной. Особенно, думаю, согласятся те, кто не живёт в пешей доступности от метро. Да и метро, надо сказать, не панацея: есть такие маршруты, которые проще проделать на личном авто или на такси, в крайнем случае. Конечно, надо признать, что ОТ развивается. Многое в городе становится лучше. Но динамика развития ОТ пока сильно отстаёт от темпов, с которыми автомобилистов изгоняют из города. И это в Москве! Что уж говорить про другие города.

Мало того, помимо слабой развитости ОТ, есть ещё и проблема плохой обустроенности пешеходных зон. Далеко не везде есть тротуары вдоль дорог!.. А где есть, они часто такого качества, что ходить по ним сложно, особенно родителям с колясками или людям с ограничениям (старикам, инвалидам, детям малым). А это важно! Потому что, на самом деле, мало доехать до какой-то остановки на автобусе/троллейбусе/трамвае, надо ещё от неё дойти до пункта назначения. А это далеко не так уж и просто порой...

Вот и получается, в сухом остатке: урбанисты считают, что ОТ уже есть, он развивается, всё норм, всё пучком! Первая часть, стало быть, готова. Переходим ко второй — вытеснению автомобилистов. Давайте же скорее сужать улицы, делать везде парковки баснословно дорогими, будем сокращать количество парковочных мест в городе и так далее. И ратуют урбанисты за это так истово, что даже у разумных и здраво рассуждающих людей (вроде меня, хе-хе), начинают наливаться кровью глаза. Так, ёбана, падажжжи! Куда помчался, где удобный ОТ? Какой, нахер, «он есть», если я, помнится, сам стоял по полчаса на автобусной остановке, чтобы уехать от дома? При том, что пару лет назад уезжал оттуда же за 10-15 минут? Эй, урбанино, ты цены-то на метро и наземный транспорт видел? Какие тебе сужения дорог? Какие платные парковки во дворах, что ты несёшь вообще?

Но урбанисты, как правило, молодые, горячие. Они никого не слушают. Они же книжку умную прочитали, там написано что надо автомобилиста сделать пешеходом (и это верно, но, блин, надо же соблюдать очерёдность, ёлы-палы)! И поэтому они полностью и бесповоротно уверены в своей правоте. Там же так написано! Вучик так сказал! А потом удивляются, что все их на дух не переносят и уже матом шлют везде. Вот как-то так.

Upd: В этом посте речь шла про то, что многие высказывания урбанистов встречаются населением в штыки, даже если они несут в себе здравые идеи и когда говорят в целом по делу. Просто, видимо, они слишком торопятся, бегут впереди паровоза, вызывая раздражение людей. Негативные тенденции в отношении молодых урбанистов усиливаются ещё и тем, что мэрии городов (и Москва тут впереди, кстати, на лихом коне) используют урбанистическую риторику для распила бюджета. Берутся лозунги из священных писаний урбанистов и прикрываясь ими чиновники пилят так, что аж искры из глаз! И вот беда: лозунги-то реально правильные! И действия эти надо будет рано или поздно проводить... Но ради Большого Бабла всё вырвано из контекста, перемешано и не вовремя. А урбанисты как дети малые радуются тому, что происходит — ведь верно же всё делается, всё по их библии: надо сужать, надо делать всё платным, надо велодорожки и так далее. И в результате попадают в яму народного презрения как самые искренне радующиеся нарастающим проблемам городских жителей.

Tags: blah-blah-blah, life, moscow
Subscribe

Buy for 800 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments