?

Log in

No account? Create an account
аbracadabra

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> podakuni

23 October, 2014


Previous Entry Share Flag Next Entry
05:32 pm - Студийный свет | Основные принципы работы в студии


Друзья, вот первая статья про студийный свет и про особенности работы с ним. Оглавление.

В качестве спонсора выступает компания, занимающаяся продажей профессионального фотографического оборудования:



Это, как я уже говорил, большой проект, в котором я собираюсь подробно рассказать про свой опыт работы в студии и поделиться с вами всеми знаниями, которые у меня на данный момент по этому вопросу имеются. Итак, начнём с основ.


1. Основные принципы работы в студии
Собственно, описание того, как и что работает в студии, на каких принципах и почему? Для чего вообще нужен студийный свет, какие задачи им решают и какие принципы позволяют выполнять работу в студии. Это, на мой взгляд, крайне важный пост, ибо он — краеугольный камень, то самое основание, на котором будет строиться всё остальное. Для начала надо ответить на простой вопрос:


Зачем мы снимаем в студии?

Прекрасная Таня тоже задаётся этим вопросом

Этот вопрос только кажется наивным, но на самом деле он не так прост. Когда я задавал его реальным людям, то ответы были, как правило, типа таких: "в студии тепло, сухо и никто не мешает". Безусловно, это очень важно чтобы никто не мешал и не давал лишних советов (особенно в нашей стране). Но на самом деле, конечно, правильный ответ выглядит иначе. Звучит он как речь Капитана Очевидность, но что уж тут поделать.

Главное, почему мы идём работать в студию это, как ни странно — возможность управления светом! Такой вариант ответа давали лишь немногие люди, даже из тех, кто уже имел опыт студийной съёмки. То есть, те, кто осознано ходил в студию, платил аренду, двигал там приборы, менял насадки и даже получал результат. Я так подробно останавливаюсь на этом моменте потому, что, по аналогии, если не знать предназначения инструмента, то сложно его правильно применять.

Предназначение студии, как инструмента фотографа — в управлении и светом и в возможности получить ровно такой светотеневой рисунок, который нужен в данном конкретном случае. Все остальные моменты, типа удобств, защиты от непогоды, тепла, комфорта и уединения — это всё приятные бонусы, не более.



При помощи чего можно управлять светом?
В принципе, в студии всё подчинено тому чтобы как можно более комфортно управлять светом. Все эти приборы, штативы, насадки, рефлекторы и прочее оборудование, про которое я буду рассказывать в следующих постах, находится в студии лишь для того, чтобы иметь такую возможность. Сейчас я расскажу вам лишь основные принципы, а позже рассмотрим их применение на практике.

Как правило, в студии довольно много света, но далеко не весь он полезен для нашей работы. Например, большое количество источников света (искусственный ли это свет, свет из окна ли, или их смешение) дают то, что называется "светотеневой грязью" — неравномерное освещение, множество теней, несовпадение температур света, и так далее. Кстати, такая световая какофония может получиться даже с одним источником света, лучи которого будут отражаться от стен, потолка и предметов, находящихся в студии.


Пример "грязного света"

Мало того, что такой свет выглядит неприглядной кашей, он ещё и практически не поддаётся управлению: мы не можем регулировать мощность света, отражённого, например, стеной. Ну, разве что, если только покрасить её матовой чёрной краской, чтобы отражала как можно меньше. Кстати, студии с чёрными стенами были популярны одно время, но потом как-то выяснилось, что, во-первых, даже чёрная краска всё равно отражает свет (иначе мы бы этих стен не видели), а во-вторых, что более важно, людям психологически сложно находиться в таком мрачном помещении. Но это всё лирика. Вернёмся к управлению светом. Если светом, отражённым от стен хоть как-то можно управлять (например, если отойти от стены подальше, то это его ослабит), то с рефлексами, отражёнными от потолка и, уж тем более, пола, вообще ничего поделать нельзя! Значит нужно придумать способ, который поможет отсечь все ненужные источники освещения и оставить в работе только те, которыми мы можем управлять.

Вот тут-то на сцену выходит главный помощник в управлении освещением — закон обратноквадратичного затухания света. Сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния! Если же отбросить все научные формулы, то в сухом остатке будет то, что освещённость падает в зависимости от расстояния от источника света. Причём, падает в обратной квадратичной зависимости.


Схематичное изображение падения освещённости в зависимости от расстояния от источника света

То есть, если вы, например, отошли от источника света на 2 метра, то освещённость упадёт в 4 раза. Если отошли на 3 метра — то в 9 раз. На 4 метра — в 16 раз. И так далее. Чем дальше от источника света, тем слабее освещённость. Как это поможет нам в студии? Очень просто. Нужно запастись мощными источниками и светить ими на нужные нам объекты, а получившийся слабый переотражённый свет отсекать настройками фотоаппарата.

В камере у нас есть всего три параметра, которыми мы можем ограничивать яркость снимка: выдержка, диафрагма и чувствительность (ISO). Увы, не все из них годятся на роль столь нужного нам ограничителя. Например, чувствительность не хочется трогать, потому что сильное изменение этого параметра (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, как это ни странно) приводит к заметному ухудшению качества изображения. Выдержка тоже не годится: если пользоваться этим параметром в для отсечения лишних рефлексов, то это потребует от осветительных приборов таких характеристик, что их цена станет неподъёмной для большинства фотографов. Остаётся только один параметр, использование которого не вредит качеству снимков и не требует от источников света каких-то заоблачных характеристик. А именно — диафрагма. Собственно, при помощи неё в студии и ограничивают световые потоки. Таким образом, закрывая диафрагму до средних величин (типичные рабочие значения в студии лежат в диапазоне от f/8 до f/16, примерно), фотографы оставляют в кадре свет, падающий на объекты съёмки, а переотражённые рефлексы могут полностью исключить из светотеневого рисунка, сделав его тем самым чистым и точно таким, какой он должен быть по задумке.


Схематичное изображения шкалы диафрагменных числе, в зависимости от расстояния от источника света


Расстояние, которое преодолевает свет

На предыдущей картинке видно, что свет, идущий до стены, ослабевает из-за того, что преодолевает значительно больший путь. Кстати, ещё часть теряется при отражении (стена-то не абсолютно зеркальная). Возвращающийся от стен свет достаточен для того, чтобы видеть его глазом, но абсолютно отсекается настройками фотоаппарата. Что будет если мы закроем диафрагму до f/8? Примерно вот что:


Схематичное изображение отсечения слабого света

По сути, управление светом осуществляется отсечением всего лишнего и направлением основного светового потока туда, куда нужно фотографу, исходя из его задумки. А уж за это направление туда, куда нужно отвечают многочисленные светоформирующие насадки, отражатели и рассеиватели, про которые мы будем говорить в следующих постах.



Какие выводы из всего сказанного?


Давайте попробуем собрать всё вместе. Итак, выводы из всего вышесказанного будут следующие:

Во-первых, для качественной работы студия должна быть как можно более просторной. Размер-таки имеет значение. Чем дальше до стен и потолка, тем проще будет отсекать переотражённый свет. В идеале, конечно, оборудовать студии в промышленных зонах — в бывших ангарах, цехах, складах и так далее. В квартирах тоже можно строить студии, но работать в них будет сложнее — теснота будет предъявлять повышенные требования к настройкам техники. А вот цвет стен не имеет значения, всё равно отражённый свет будет отсечён настройками фотоаппарата. Кстати, раз цвет помещения не так важен, то психологически уютнее работать в светлом пространстве.

Во-вторых, получается, что мощные источники света становятся важной составляющей студийного оборудования — нужно работать на закрытых диафрагмах и чтобы при этом ещё нормальная картинка появлялась. То есть, основной рабочий свет должен иметь высокую мощность. И тут интересный момент вырисовывается. Мы в жизни привыкли к постоянному свету. Он очень удобен в работе — что видишь, то и снимаешь. При этом, можно работать сериями, можно снимать видео и всё такое прочее. Но мощный постоянный свет — это высокая температура в помещении (посмотрите хотя бы на съёмки кино: на улице мороз, а с актёров под софитами пот течёт — жарко от падающего света) и огромное энергопотребление. Плюс — постоянный свет очень плохо поддаётся регулированию (от плавного изменения мощности меняется цветовая температура света: ярче — холоднее, темнее — теплее, как правило). Итого, получается, что постоянный свет, конечно, хорошо, но дорого и сложно. Поэтому студии чаще всего оснащаются импульсным светом — этакими большими вспышками, которые выдают интенсивный световой поток в течении очень короткого промежутка времени. Вот про эти приборы мы и будем говорить подробно далее, в остальных статьях. Хотя и постоянный свет тоже будем затрагивать.

В-третьих, если учесть предыдущие два пункта, то получается, что для работы в студии выбор фототехники уже становится не таким принципиальным вопросом. Это на улице, где мы в сумерках пытаемся поймать каждый лучик света, жизненно важна светосила объективов и возможность матриц снимать на высоких ISO без искажений и шумов. А в студии света избыточно, ISO часто вообще ставится минимальное, диафрагму сильно закрывают. Поэтому можно снимать на относительно старые фотоаппараты и на недорогие объективы. Конечно, здорово иметь новую технику и самые крутые стёкла, но это уж не играет такой значительно роли, как в других жанрах фото. Кстати, большие студии позволяют использовать длиннофокусные объективы, что положительно сказывается на работе с перспективными искажениями — можно передавать пропорции моделей более правильно.

В принципе, можно описать ещё несколько пунктов, но они будут уже второстепенными и логичнее будет обращаться к ним по мере необходимости. Что и будет сделано в следующих постах.



Уверен, что многие тут не прочитали ничего нового (и даже, возможно, немного расстроились). Но что поделать, эта информация очень важна и я планирую постоянно ссылаться на эту статью в следующих постах. Ибо, например, я довольно часто видел правильные рекомендации по выставлению рисующего источника света при съёмке ростового портрета, но все они были в стиле "делайте так и не ошибётесь" и нигде не было внятного объяснения почему нужно делать именно так, а не иначе. На мой взгляд, понимание физики процесса значительно упрощает работу. Простите, что приходится снова работать Капитаном Очевидность.

Продолжение следует.


(72 comments | Leave a comment)

Comments:


Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]
From:oliveshadow
Date:October 23rd, 2014 01:40 pm (UTC)
(Link)
Спасибо
[User Picture]
From:donna_laura
Date:October 23rd, 2014 01:43 pm (UTC)
(Link)
Антон, грандмерсисы!

Это начало будущей книги?
Удачи! ;)
[User Picture]
From:podakuni
Date:October 23rd, 2014 01:44 pm (UTC)
(Link)
Ну, до книги далеко.
[User Picture]
From:dmitry_novak
Date:October 23rd, 2014 01:50 pm (UTC)
(Link)
Привет ) А вот про то, что часто бывает нужно наоборот уменьшить сильно мощность, и на некоторых моноблоках это не получается - об этом тоже надо написать.
Был я не так давно в одной студии, не получалось снимать на открытых - моноблоки не уменьшаются как надо, а отдалять - значит менять светотеневой рисунок радикально.
А на камере мин. исо - 200. И приехали.
[User Picture]
From:podakuni
Date:October 23rd, 2014 01:53 pm (UTC)
(Link)
Да, я про это буду отдельно говорить. =: )
[User Picture]
From:marikapa13
Date:October 23rd, 2014 01:52 pm (UTC)
(Link)
Огромное спасибо!!!!!
[User Picture]
From:suka_san
Date:October 23rd, 2014 02:09 pm (UTC)
(Link)
Я вообще новичок в ожидании первой зеркалки. Но хочу сказать Вам огромное спасибо. Мечтаю научиться делать портреты и работать в студии. Потому что имела опыт работы в качестве модели сначала в случайном помещении (выставочный зал), потом в студии. В первом случае был фанатик-фотогаф без студии. Мучились, ибо свет-какой был. Во втором-студия, но фотограф был ээ.. не думающий. Всё по штампу. Пересматриваю иногда и думаю: ёлки зелёные, тут можно было кучу всего сделать, если захотеть. Ну, что выросло))) Ещё раз спасибо за материал, забрала в копилку.
[User Picture]
From:igorsakharov
Date:October 23rd, 2014 02:24 pm (UTC)
(Link)
Маловато написано ;)
[User Picture]
From:podakuni
Date:October 23rd, 2014 02:25 pm (UTC)
(Link)
Так продолжим ещё же! =: )
[User Picture]
From:igorsakharov
Date:October 23rd, 2014 02:27 pm (UTC)
(Link)
С удовольствием почитаю ;)
[User Picture]
From:stepansibir
Date:October 24th, 2014 11:04 am (UTC)
(Link)
а когда ваша книга выйдет в свет? Очень жду.
[User Picture]
From:d_kochetkov
Date:October 23rd, 2014 02:28 pm (UTC)
(Link)
Капитан очевидность в преподавательском деле не всегда им является. Ведь аудитория бывает разноуровневая ;)
[User Picture]
From:cloudair
Date:October 23rd, 2014 02:29 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:rostbond
Date:October 23rd, 2014 02:35 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:derik_536
Date:October 23rd, 2014 02:59 pm (UTC)
(Link)
На рисунке с падением интенсивности света на 8-м метре не 1/81, а 1/64 по-идее.
[User Picture]
From:podakuni
Date:October 23rd, 2014 03:04 pm (UTC)
(Link)
Да,вы правы, чуть позже исправлю. Спасибо!
[User Picture]
From:vsilyin
Date:October 23rd, 2014 03:10 pm (UTC)
(Link)
Очень хорошее начало очень большой работы. Пожелаю успехов. Огромное спасибо!!!!!
[User Picture]
From:_ad_
Date:October 23rd, 2014 03:54 pm (UTC)
(Link)
Спасибо! Очень структурировано. То, что надо. Интересно будет почитать продолжение :)
[User Picture]
From:vasya.online
Date:October 23rd, 2014 04:06 pm (UTC)
(Link)
Антон, материал - супер! Заголовок поправь только ))
[User Picture]
From:parfun
Date:October 23rd, 2014 04:41 pm (UTC)
(Link)
ничего не понял, но мне и не надо.
Девушки прекрасны!

> Go to Top
LiveJournal.com