?

Log in

No account? Create an account
FAQ | Как кроп-фактор матрицы связан с фокусным расстоянием объектива? - аbracadabra

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> podakuni

27 October, 2011


Previous Entry Share Next Entry
05:02 pm - FAQ | Как кроп-фактор матрицы связан с фокусным расстоянием объектива?

Продолжаю рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)". Традиционно, сами вопросы можно задавать в комментариях или присылать на почту: podakuni@yandex.ru

Сегодня у нас вопрос, который прочно оброс легендами и мифами. Обычно он поднимается сразу после высказываний, типа: «Мне тут посоветовали купить "полтинник", потому что на моём кропе он будет хорошим "портретником", ведь фокусное расстояние у него станет уже 80мм! Разве нет? А тогда...»


#19 Как кроп-фактор матрицы связан с фокусным расстоянием объектива?


Я бы тут сразу хотел сказать, что "портретником" может стать любой объектив, на который вы привыкли снимать портреты. Если эти фотографии нравятся тем, кому они адресованы, то почему бы и нет?..

Но формально, 50 мм, установленный на технике 35 мм формата — это, скорее, не портретный объектив, а, всё же, просто универсальный. Он пригоден для всех видов съёмки — от пейзажей и до портретов. Но при фотографировании лиц крупным планом он даёт заметные перспективные искажения (нос крупнее, чем он восприниамется визуально, глаза — меньше, уши — вдали и ещё меньше). Именно поэтому для 35 мм стрндарта техники для портретных целей стараются выбирать объективы с большими чем 50 мм фокусными расстояниями. А тут уже становится важно — превратится ли на камере с кроп-матрицей объектив с фокусным расстоянием 50 мм во что-то более длиннофокусное?

В общем, на этот вопрос, я традиционно, под катом, отвечу кратко и развёрнуто.





Краткий вариант:

Если говорить только о технической части, то от того, что вы поставите полнокадровый объектив с фокусным расстоянием, например, 50 мм на фотоаппарат с кроп-матрицей, то его фокусное расстояние никак не поменяется. Как было 50 мм, так им и останется. "Полтинник" останется "полтинником" и на Canon EOS 5DmkII, и на Canon EOS 1100D.

Но кроп-фатор вынудит вас снимать с большего расстояния, чтобы в кадр влезало всё то, что в него помещалось на полнокадровом фотоаппарате. И тогда вы будете вынуждены отойти от объекта съёмки на такое расстояние, как будто у вас объектив с фокусным расстоянием большим на величину кроп-фактора (фокусное х кроп-фактор).

Это если кратко. А развёрнуто отвечу ниже.




Развёрнутый вариант ответа:

Для начала нужно будет немного трахнуть моск загрузиться схемками и определениями:



1. Фокусное расстояние

Расстояние вдоль оптической оси от второй главной точки объектива (задней узловой точки) до фокуса при вхождении в объектив параллельного пучка лучей параллельно оптической оси называется фокусным расстоянием. Всё понятно? =: )

Ладно, проще говоря, фокусное расстояние — это расстояние от главной точки объектива до матрицы (при фокусировке объектива на бесконечность):




Где в объективе на самом деле располагается эта "вторая главная точка" — знают только сами конструкторы. Кстати, в некоторых случаях она может быть и за пределами корпуса объектива, как я понимаю. Но это не так важно.

Само по себе фокусное растояние объектива ни о чём не говорит, это техничнский термин, который фотографы привыкли испльзовать примерно так же, как и обычные люди используют понятие "лошадиная сила" для определения мощности моторов. Какая лошадь? Что за сила? Кто-нибудь вообще помнит определение из учебника, что такое "лошадиная сила"? Уж не говоря о том, что в Европе и Америке, например, эти силы не одинаковы.

Гораздо важнее для фотографов то, что фокусное расстояние напрямую влияет на угол обзора объектива.




2. Угол обзора



Этот самый угол обзора важен фотографам потому, что именно он влияет на перспективные искажения:



Если угол широкий — то искажения будут более заметными, если узкий — то менее. На примере портрета: нос и уши у человека имеют приблизительно одинаковые размеры. Если снимать портрет широкоугольным объективом, то нос получится заметно больше ушей. А если длиннофокусным, то они будут ближе друг к другу по размерам.

То есть, угол зрения объектива — показатель "перспективной кривизны" фотографии, если говорить совсем образно. =: ) И фотографам он важнее фокусного расстояния, потому что на камерах разного форматата одно и то же фокусное расстояние объектива будет соотвествовать разному углу зрения:



Таким образом, на 35 мм технике объектив с фокусным расстоянием 50 мм будет умеренным телеобъективом, на среднем формате он уже станет широкоугольным, а на "мыльнице" — сверхдлиннофокусным.




3. Кроп-фактор
Теперь, что же такое этот пресловутый кроп-фактор? Это маркетинговое решение, возникшее в первую очередь из-за того, что выпускать матрицы меньшего размера выгоднее (дешевле), чем производить полноформатные (или просто большие) сенсоры. Наиболее распространённые решения на сегодняшний день выглядят так:




Для удобства ввели численное значение кроп-фактора — во сколько раз диагональ сенсора в камере меньше диагонали эталонного полноразмерного кадра плёночного фотоаппарата (36 х 24 мм). Если кроп-фактор, например, 1.6, то это означает, что диагональ сенсора в фотокамере меньше диагонали полноразмерного в 1.6 раза. Фотоаппараты с матрицами, размер которых меньше, чем полный кадр, стали называть "кропнутыми".



Ну а после всего этого, давайте посмотрим, как работают объективы с "кропнутыми" камерами. Если объектив обычный, полноразмерный (рассчитанный на работу и с кропнутыми камерами, и с фулфреймовыми), то происходит вот что:



Объектив честно формирует круг изображения диаметром 43.2 мм, чтобы в него можно было вписать полноразмерный кадр (36 х 24 мм). Но в фотоаппарате стоит сенсор, меньшего размера, кропнутый. Поэтому запомнится на флешке только центральная часть (обведена синим цветом) из всего сформированного кадра. И этой центральной части будут присущи все перспективные искажения данного угла зрения.

Кропнутая матрица стоит в камере или полноразмерная — для системы линз всё равно. Фокусное расстояние не поменяется, оно останется неизменным, потому что это конструктивная особенность данного конекретного объектива. И 50 мм так и будут на кропе 50 мм. Стало быть, "полтинник", установленный на кропнутую камеру, физически не станет объективом с фокусным расстоянием 80 мм. И глубина резко отображаемого пространства, кстати, у этого "полтиннка" останется характерной для объектива с фокусным расстоянием 50 мм.

И если использовать полноразмерный объектив с одним фокусным расстоянием на фулфреймовой камере и одновременно на кропнутой, то картинки будут выглядеть в центральной своей части абсолютно одинаковыми по своим геометричским искажениям:







Фокусные расстояния не меняются. Сказочке конец? Ан нет.

Чтобы на один и тот же объектив получить по охвату точно такой же сюжет, что и на полнокадровой камере, обладателю кропнутого фотоаппарата придётся отойти на больше расстояние. При кропнутой матрице в кадр только тогда всё будет влезать, когда его владелец отойдёт так далеко, как будто у него не обозначенное фокусное расстояние (допустим, те же 50 мм), а в кроп-фактор-раз больше (50 мм х 1.6 для APS-C = 80 мм).

Объектив так и останется с фокусным расстоянием 50 мм. Но тот же сюжет, что полностью помещался на полнокадровый сенсор, теперь будет умещаться только тогда, когда фотограф отойдёт от объекта съёмки на такое расстояние, как будто у него 80мм-объектив. Слова "как будто" тут очень важны, как вы понимаете.

А уже когда фотограф отойдёт от объекта съёмки, он будет получать другие перспективные искажения (за счёт более пологого прохождения лучей через лизны объектива). Простой пример для понимания последнего пункта. Если взять широкоугольный объектив и сфотографировать лицо человека так, чтобы оно занимало весь кадр, то можно будет увидеть сильные геометрические искажения:



Но если на тот же объектив снимать уже с большего расстояния, так чтобы лицо занимало только часть кадра, то точно такие же искажения уже не будут так заметны:








Выводы же из всего этого можно сделать такие:

  • фокусные расстояния полнокадровых объективов, установленных на фотоаппаратах с кроп-матрицами, остаются неизменными;

  • наличие кроп-фактора сужает угол зрения объективов и делает их по этому показателю эквивалентными более длиннофокусным объективам.



  • (132 comments | Leave a comment)

    Comments:


    Page 1 of 3
    <<[1] [2] [3] >>
    [User Picture]
    From:mansch
    Date:October 27th, 2011 01:07 pm (UTC)
    (Link)
    ужас..
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:October 27th, 2011 01:09 pm (UTC)
    (Link)
    Ы?
    (Deleted comment)
    отлично! - (Anonymous) - Expand
    [User Picture]
    From:capt1976
    Date:October 27th, 2011 01:13 pm (UTC)
    (Link)
    физика метематика и маркетинг понятны, хотя бы в общих чертах.
    и первый вопрос который возникает, как бы сравнить 35 на кропе и 50 на фулфрейме, вроде картинку должны дать как будто похожую. но подозреваю, что где-то будут отличия. как сильно "покорежит" перспективу заднего плана?
    можно такой минитест сделать?
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:October 27th, 2011 01:30 pm (UTC)
    (Link)
    35 х 1.6 = 56 мм. Если взять 35 мм на APS-C и 56 мм на FF, то геометрически кадртинка будет одинаковая.
    (no subject) - (Anonymous) - Expand
    [User Picture]
    From:dimifrol
    Date:October 27th, 2011 01:15 pm (UTC)
    (Link)
    Ровно год назад на Базовом курсе вы это объяснили всем, и до меня тогда это наконец дошло... Спасибо еще раз! =)
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:October 27th, 2011 01:32 pm (UTC)
    (Link)
    Не за что. =: )
    [User Picture]
    From:goticat
    Date:October 27th, 2011 01:18 pm (UTC)
    (Link)
    спасибо!
    [User Picture]
    From:taidula
    Date:October 27th, 2011 01:23 pm (UTC)
    (Link)
    спасибо) замечательно объяснили, стало все понятно.
    [User Picture]
    From:psy_factor
    Date:October 27th, 2011 01:25 pm (UTC)
    (Link)
    Спасибо. Интересный материал.
    [User Picture]
    From:millionaire2222
    Date:October 27th, 2011 01:29 pm (UTC)
    (Link)
    Буду теперь, наконец, знать, спасибо!
    [User Picture]
    From:sergeyka_ang
    Date:October 27th, 2011 01:33 pm (UTC)
    (Link)
    кое чего разъяснили, спасибо, но в основной массе и так понятно было

    кстати да, тест одного кадра сделать на кроп 50 мм и фулфрейм 50 мм было бы необходимо
    [User Picture]
    From:hiv_iv
    Date:October 27th, 2011 01:37 pm (UTC)
    (Link)
    из этого обзора вытекает ещё одна проблемка, которая плотно сидит в головах
    её тоже немешало бы описать

    фокусное расстояние обьектива никак не влияет на перспективу, тоесть если с одной точки снять обьективами с разными фокусными то мы получим едентичные картинки(без учёта глубины резкости)

    [User Picture]
    From:belyj_medved
    Date:October 27th, 2011 02:12 pm (UTC)
    (Link)
    Вряд ли. Я как-то ломал себе голову над двумя снимками, сделанными почти из одной точки двумя разными объективами (17-55 и 55-250). Разница - разительная.
    (no subject) - (Anonymous) - Expand
    (Deleted comment)
    [User Picture]
    From:denmit
    Date:October 27th, 2011 01:37 pm (UTC)
    (Link)
    Спасибо! Оказывается, все очень просто и понятно.
    [User Picture]
    From:ilyaia
    Date:October 27th, 2011 02:04 pm (UTC)
    (Link)
    "все перспективные искажения данного объектива"
    По справедливости, перспективные искажения не зависят от объектива.
    [User Picture]
    From:podakuni
    Date:October 27th, 2011 02:08 pm (UTC)
    (Link)
    Верно. Надо будет поправить на перспективные искажения данного угла зрения.
    [User Picture]
    From:pe4eniyshka
    Date:October 27th, 2011 02:04 pm (UTC)
    (Link)
    Ух!! Спасибо! узнала кое-что новенькое :)
    [User Picture]
    From:derik_536
    Date:October 27th, 2011 02:40 pm (UTC)
    (Link)
    Отличный пост! А теперь, если не трудно, отпишите (я знаю но многие не в курсе) связь размера пикселя и чуствительности (или связки с ISO).
    [User Picture]
    From:andrewshahoff
    Date:October 27th, 2011 02:50 pm (UTC)
    (Link)
    Чуть добавлю.
    Кроп фактор это соотношение диагоналей сенсоров , а не их размеров. ASP-C сенсор в два с лишним раза по площади меньше ФФ.
    Ну и ASP-C у кэнона и никона чуть разные.
    [User Picture]
    From:gae13
    Date:October 27th, 2011 03:26 pm (UTC)
    (Link)
    Алсо, 4/3 имеет иное соотношение сторон.
    [User Picture]
    From:dmitry_novak
    Date:October 27th, 2011 02:53 pm (UTC)
    (Link)
    кнопку репоста в студию )

    Я бы еще добавил и акцентировал особо, что 35мм никогда не будет "полтосом" на кропе, а 50мм - "портретником" для кропа - поскольку у всех этих объективов обычно принципиально разные оптические схемы, дающие разный рисунок, характер границ ГРИП (перехода в резкость и в нерезкость), ну и боке, как вытекающее.
    ну и, само собой, то, с чем бьются отдельно на кропе - ГРИП полтоса 1.4 при съемке на кроп в масштабе, равном 85 1.4 на фуллфрейме, будет значительно больше, чем у означенного 85 1.4 на ФФ.
    [User Picture]
    From:veteranbd
    Date:October 27th, 2011 04:49 pm (UTC)
    (Link)
    Если масштаб один и тот же, дырка одна и та же, кружок нерезкости берем одинаковый, то абсолютно пофиг, какой формат, хоть кроп и 8х10", глубина резкости будет одинаковая, просто в 8х10 влезет сильно больше.

    > Go to Top
    LiveJournal.com