Антон Мартынов (podakuni) wrote,
Антон Мартынов
podakuni

Categories:

Тест фотоаппаратов Olympus PEN E-P3 и E-PM1



Другие пробы фотоаппаратов:
СистемаCanonFUJIFILMNikonOlympusPentaxSamsungSonyДругие
Со сменными объективами X-Pro1
X-Pro2
X-T1
X-T10
X-E1
X-E2
X-M1
J1
V1
E-PL1
E-P3
E-PM1
OM-D E-M5
OM-D E-M1
K-01
645D
645Z
NX100
NX200
NX mini
NEX-5
NEX-C3
NEX-7
A7
Panasonic Lumix GF1
Panasonic Lumix GF2
Leica M9
С несменными фиксами X100
X100S
COOLPIX A RX1Leica X1
Ricoh GR Digital IV
С несменными зумамиG1 XX10
X20
X30
XF1
XQ1
X-S1
FinePix XP50
XZ-1 EX2FRX100
RX10
Panasonic Lumix DMC-TZ30
Panasonic Lumix DMC-LX7
Leica D-Lux 5


Мой сводный рейтинг опробованных камер

А теперь мне в цепкие лапки руки попали ещё две камеры, которые являются продолжателями дела системы PEN: Olympus PEN E-P3 и Olympus PEN E-PM1.

За предоставленные камеры отдельное спасибо представительству Olympus, сообществу http://olympus-photo.livejournal.com/ и компании «М.Видео» (http://twitter.com/#!/mvideo_ru/). =: )

Традиционно хочу сказать, что моей задачей не было лабораторно протестировать фотоаппараты во всех мыслимых и немыслимых режимах и выдать на гора стотыщмильонов карточек для препарирования их попиксельно, что порой так любят делать люди на технических фотофорумах. =: ) Не буду спорить, это дело полезное, но, на мой взгляд, к реальным съёмкам оно имеет мало отношения. Тем более, что много подобных тестов вы сможете спокойно найти в Сети. Мне же, как обычно, было интересно примерить эти камеры именно на себя: как бы я их использовал, если бы у меня были такие фотоаппараты?

Я попытался понять — удобно ли мне работать с этми камерами? Быстро ли они работают? Действительно ли у них один из самых быстрых автофокусов среди камер подобного формата? Не промахивается ли он? Хватает ли возможностей этих камер? Качественные ли снимки получаются? По праву ли эта система PEN претендует на роль лидера в классе? Я попробовал. =: ) И вот, что из этого получилось.



Сначала поговорим про E-P3. Внешне камера выглядит солидно. Материалы очень качественные, сборка аккуратная, всё вместе рождает ощущение что держишь стояющую вещь. Камера выпускается в нескольких видах — в белом глянцевом корпусе, серебристом стальном и чёрном пластиковом:




Мне досталась с чёрным корпусом:




К фотоаппарату отдельно прилагается маленькая рукоятка-накладка, которую предлагается прикрутить самостоятельно:



А можно и не прикручивать. Потому что, на мой взгляд, эта ручка не добавляет никакого удобства. Но, правда, и не мешает. Зато она может быть индивидуально оформлена:




У камеры есть встроенная вспышечка, выпрыгивающая на хитром креплении:




Все органы управления расположены удобно, кнопки и крутилки все на месте. Е-Р3 оснащён аж двумя крутилками — привычным диском с управляющими клавишами и вертикальным барабанчиком. Это удобное решение во многих случаях, например в М (мануальном) режиме — диском меняется диафрагма, а барабанчиком — выдержка:




Сзади большой 3" OLED-дисплей. У E-P3 он оснащён системой touch screen, о которой я скажу пару слов чуть позже. Дисплей яркий, на солнце он практически не слепнет:








E-PM1 заметно меньше своего собрата, но общие черты в дизайне камер прослеживаются:




И выпускается E-PM1 уже в 6 разных цветах. Мне кажется, что это здорово, потому что "большие чОрные камеры" уже надоели так же, как и "большие чОрные лимузины и жЫпы", которые покупают в России все, у кого появились на них деньги. Может, им так всем положено делать и есть какой-то устав "богатых людей в России", а я просто не знаю о нём? Во всяком случае, разнообразие — это прекрасно:




У Е-РМ1 нет встроенной вспышки. Но в комплекте прилагается небольшая отдельная вспышечка, которая очень напомнила подобное устройство у Sony NEX. Только ставится она всё же на обычный горячий башмак, за что отдельный жирный плюс инженерам Olympus:




У Е-РМ1 минимум управляющих кнопок и экран не сенсорный. Но, как показала практика, такого набора вполне хватает для неспешной работы:








Оба фотоаппарата комплектовались объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42мм 1:3.5-5.6 II R, про который я расскажу чуть позже:








Остальные важные для фотографов характеристики обоих фотоаппаратов выглядят так:

  • сенсор: 4/3'' МОП, физические размеры 17.3 x 13.0 мм, кроп-фактор 2.0
  • разрешение 12.3 мегапикселей, размер кадра: 4032 × 3024 пикселя
  • чувствительность: ISO 200 - 12800 (по умолчанию ISO 200 - 1600)
  • дисплей: размер: 3.0'', OLED Touch Panel у E-P3 с разрешением 610.000 пикселей, ЖК-дисплей E-PM1 — 460.000 пикселей
  • серийная съёмка: около 3 кадра в секунду для E-P3 и около 4 кадров в секунду для E-PM1
  • RAW 12-bit







  • А снимают эти камеры так (фото все в одну кучу, потому что начинка у камер одинаковая):


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/50 | E-PM1


    ISO 200 | 14mm | f/5.6 | 1/160 | E-PM1


    ISO 200 | 61mm | f/14 | 20 sec | E-PM1 | объектив Lumix 45-200 | штатив


    ISO 3200 | 14mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/6 | E-PM1


    ISO 1000 | 91mm | f/5.6 | 1/200 | E-PM1 | объектив Lumix 45-200


    ISO 500 | 42mm | f/5.6 | 1/100 | E-PM1


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/4 | E-PM1






    плюсы

    1. Все системные плюсы

    В первую очередь — это компактные размеры (особенно Е-РМ1) и незаметность камер в работе, что позволяет комфортно фотографировать людей в тех ситуациях, когда их не желательно отвлекать:


    ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/8 | E-P3



    2. Рабочее ISO вплоть до 3200

    Камеры позволяют использовать ISO 3200, что очень выручат в тех ситуациях, когда света мало, а вспышкой нельзя или не хочется пользоваться. При этом качеcтво снимков остаётся весьма высоким:


    ISO 3200 | 14mm | f/4.0 | 1/20 | E-P3

    Шума, конечно, не избежать, но выглядит он вполне прилично. Впрочем, я сам к шумам на фото отношусь довольно спокойно.



    3. Совместимость с другими системами micro 4/3


    ISO 1600 | 189mm | f/5.6 | 1/200 | E-PM1 | объектив Lumix 45-200


    ISO 1600 | 20mm | f/1.7 | 1/30 | E-PM1 | объектив Lumix 20mm f/1.7

    В первую очередь — камеры совсестимы с объективами Lumix. Это, на мой взгляд, большой плюс. Потому что один производитель — это хорошо, а два — разумеется, лушче! =: ) Больше выбор, больше возможностей купить то, что нужно. Текущая линейка объективов Lumix Micro Four Thirds:





    4. Тихая работа Е-РМ1


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/5 | E-PM1

    Камера очень тихая. Пожалуй, это самая тихая камера среди всех фотоаппаратов со сменной оптикой, которые я знаю. Это очень здорово для фотографирования в тишине, например, когда идёт другая съёмка:


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/13 | E-PM1



    5. Компактные размеры Е-РМ1



    Камера получилась действительно очень компактной, она реально мини, что хорошо видно при сравнении с Olympus XZ-1, например. Пожалуй, это самая компактная камера на сегодня из всех подобных фотоаппаратов со сменной оптикой.





    минусы

    1. Проблемы с автофокусом

    Разумеется, при хорошем освещении эти проблемы практически не дают о себе знать. Сложности возникают когда света недостаточно. А по закону фотоподлости, как раз, при таком свете и начинается всё самое интересное. =: )

    Особенно промахи были заметны у Е-PM1. Я испробовал разные режимы наведения на резкость, включая интеллектуального помощника определения лиц и глаз на портретах. Работает он с виду хорошо — камера с ним замечательно находила лица и квадратик на экране чётко следовал за ними. Но, увы, фокус довольно часто оказывался вовсе не на глазах:


    ISO 640 | 42mm | f/5.6 | 1/100 | E-PM1


    100% кроп предыдущего кадра


    А при быстром движении шансов получить картинку в фокусе вообще не было — ну не успевает камера сфокусироваться:


    ISO 1600 | 27mm | f/5.6 | 1/60 |


    У Е-Р3 почему-то проблем с фокусом было заметно меньше (это странно, потому что, вроде как, система автофокуса у этих камер одна и та же), но, например, при контровом свете фотоаппарат быстро и бодро рапортовал, что он навёлся на фигуру девушки (использовалась самая маленькая зона фокусировки):


    ISO 3200 | 29mm | f/4.8 | 1/40 | E-P3

    ...а по факту выяснилось, что в фокусе не она, а всё, что за окном:


    100% кроп предыдущего кадра


    Не знаю, что тут с автофокусом, проблема конкретной камеры или мои кривые руки, но у меня сложилось ощущение, что ради выскокой скорости работы инженеры пожертвовали точностью фокусировки. И это вдвойне странно, если вспомнить беспроблемный автофокус у Olympus XZ-1.



    2. Замок Unlock на объективе

    Этот замок блокирует складывание объектива. То есть, чтобы раскрыть объектив надо только выдвинуть его в рабочее положение, повернув кольцо зума. Эта операция хоть и отнимает время, но выполняется легко. Но вот для того, чтобы сложить объектив, нужно уже крутить кольцо и одновременно отжимать этот переключатель:



    Он, помнится, раздражал ещё на PEN E-PL1. Ничего не поменялось и в это раз. Сами по себе объективы не выезжают и не раздвигаются, я такого не видел ни на одной камере подобного класса. Размер объектива в сложенном состоянии ненамного меньше (визуально — миллиметра на 3-4) аналогичного штатного объектива H-FS014045 с такими же фокусными расстояниями. Зачем это бессмысленное и крайне неудобное решение?



    3. Высокий уровень шумов

    Как я уже говорил, я к шумам отношусь спокойно, меня они совершенно не напрягают. Но есть много людей, которым не понравится то, что матрицы этих камер заметно шумят даже на низких ISO:


    ISO 250 | 24mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


    100% кроп предыдущего кадра



    4. Нелогичное упраление настройками у E-P3

    В общем, это пустячок, конечно. Но всё же.

    Речь идёт не о кнопках, они-то, как раз, расположены удобно. А о том, что E-P3 — это вообще первая фотокамера, где мне пришлось залезть в инструкцию, чтобы узнать как меняется настройка ISO. Раньше я как-то обходился без инструкций. Да, можно было потратить некоторое время, шастая по дебрям меню, но так, чтобы помог только мануал... Впрочем, всё бывает когда-то в первый раз. =: )

    Выяснилось, что для того, чтобы получить возможность работать с настройками фотоаппарата, нужно сначала нажать кнопу "Ok" в центре диска (а как без инструкции догадаться-то об этом?!). Тогда раздражающе медленно (зачем вообще анимированно его открытие?) появится меню всех дополнительных настроек. Почему это не реализовано как в том же Olympus XZ-1, где эти же настройки были доступны по нажатию на нижнюю часть диска? Ну или хотя бы почему не подписать кнопку "Ok", чтобы было понятнее?

    Вообще, мне думается, что людям отвечающим за эргономику камеры и особенно экранный интерфейс нужно ещё работать и работать. Пока всё далеко от продуманности интрефейсов, например, Apple.






    дополнительно

    1. Новые объктивы




    Ожидаются в ближайшем будущем несколько интересных новых объективов, например такие:

    M.ZUIKO DIGITAL ED 12мм 1:2.0:




    M.ZUIKO DIGITAL 45мм 1:1.8:




    По характеристикам они выглядят очень привлекательно. Не знаю, что там с ценами, но уже давно понятно, что системные камеры сильно проигрывают зеркалкам младшего уровня из-за недостатка таких специализированных "стёкол", особенно потртетных, на мой взгляд.



    2. Сенсорный экран у Е-Р3

    Он оставил двоякое ощущение. С одной стороны — это во многих случаях действительно удобно. Например, выбирать точку фокусировки касанием к экрану привыкаешь очень быстро и потом жалеешь, что на других камерах такого нет. =: )

    С другой стороны — экранчик туговат, не всегда срабатывает с превого раза. Не совсем понтяно, что будет с ним, например, на морозе? Ну и случайне нажатия тоже не всегда радуют. Мне кажется, что пока ещё участие touch screen в работе фотоаппарата не отработано до конца.



    3. Размеры Е-Р3

    Камера по своим размерам вплотную подобралась к младшим зеркалкам и просто в карман куртки её со штатным объективом уже не положишь, не лезет:



    С одной стороны — это не очень хорошо, потому что система теряет часть своей привлекательности, а именно — компактность. С другой стороны — экранчик, кнопки и крутилки в большом корпусе удорбнее размещать. Как и большой аккумулятор, которого у E-P3 хватило на 650 снимков.

    К тому же, Е-Р3 ещё и очень громкая камера. Механика там работала с таким звуокм, что люди спрашивали не зеркалка ли это? Затвор, кстати, при работе ощутимо передаёт вибрацию на корпус, камера живёт в руке когда снимаешь. Может, правда, это мне такой экземпляр попался...



    3. Разные аксессуары

    За время существования система PEN обросла большим количеством аксессуаров. Среди них, например, аква-боксы и всякие приспособления для подводной съёмки:




    Или сумочки и ремешки. Или вот такой очень полезный и удобный электроный видоискатель (мне удалось немного с ним поработать, одолжил у коллеги на пару минут буквально) VF-3:




    Или, что не менее интересно, адаптеры системы Lumix под оптику Leica, DMW-MA2 для крепления объективов Leica M и DMW-MA3 для крепления объективов Leica R:








    Много снимков, сделанных этими камерами:


    ISO 200 | 14mm | f/5.6 | 1/160 | E-PM1


    ISO 250 | 41mm | f/5.6 | 1/100 | E-PM1




    Ночная Москва, съёмка со штатива на длинных выдержках:


    ISO 200 | 200mm | f/14 | 13 sec | E-PM1 | штатив | объектив Lumix 45-200


    ISO 200 | 200mm | f/14 | 13 sec | E-PM1 | штатив | объектив Lumix 45-200


    ISO 200 | 200mm | f/14 | 13 sec | E-PM1 | штатив | объектив Lumix 45-200




    Примеры работы камеры на высоких ISO:


    ISO 12800 | 14mm | f/5.6 | 1/1250 | E-PM1


    ISO 10000 | 14mm | f/5.6 | 1/1000 | E-PM1


    ISO 8000 | 14mm | f/5.6 | 1/640 | E-PM1


    ISO 6400 | 14mm | f/5.6 | 1/320 | E-PM1


    ISO 3200 | 14mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1




    Съёмка с искусственным освещением:


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/10 | E-PM1


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/40 | E-PM1


    ISO 1600 | 51mm | f/5.6 | 1/30 | E-PM1 | объекив Lumix 45-200


    ISO 1600 | 67mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1 | объекив Lumix 45-200





    Ествественный свет:


    ISO 200 | 14mm | f/4.0 | 1/125 | E-P3


    ISO 200 | 42mm | f/5.6 | 1/100 | E-P3


    ISO 1250 | 171mm | f/5.6 | 1/200 | E-PM1 | объектив Lumix 45-200


    ISO 1600 | 14mm | f/5.6 | 1/20 | E-PM1


    ISO 500 | 14mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1


    ISO 640 | 42mm | f/5.6 | 1/80 | E-PM1




    Низкая освещённость:


    ISO 1600 | 14mm | f/3.5 | 1/8 | E-P3


    ISO 3200 | 29mm | f/4.8 | 1/40 | E-P3


    ISO 1600 | 14mm | f/4.0 | 1/20 | E-P3


    ISO 1600 | 15mm | f/4.0 | 1/40 | E-P3


    ISO 1600 | 15mm | f/4.0 | 1/30 | E-P3





    А тут можно скачать архив (160 Mb) с несколькими raw-файлами с этой камеры для самостоятельного кручения-верчения: http://narod.ru/disk/28036922001/E-P3_E-PM1_RAWs.zip.html

    Tags: autumn, backstage, landscapes, nu, olympus, photos, portraits, pr, sreda, studio, test_camera, test_photos, work
    Subscribe
    Buy for 800 tokens
    Buy promo for minimal price.
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 139 comments
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →
    Previous
    ← Ctrl ← Alt
    Next
    Ctrl → Alt →