Антон Мартынов (podakuni) wrote,
Антон Мартынов
podakuni

Category:

FAQ | Какие параметры влияют на степень размытия фона?

Продолжаю рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)". Традиционно, сами вопросы можно задавать в комментариях или присылать на почту: podakuni@yandex.ru. =: )

Как-то в комментария зашла беседа об обучении, и речь пошла о базовой информации: насколько подробно её нужно давать и сколько времени на неё стоит отводить? Мнение оппонентов было таким: на всё-про-всё достаточно 30-40 минут, а всё остальное время лучше потратить на практику. Отчасти, я согласен с такой постановкой вопроса, практика — вещь очень полезная. Но на самом деле, чтобы она была осмысленной, хорошо бы знать все нюансы теории. И в качестве примера я привёл такую довольно понятную любому фотографу вещь, как размытие фона, не попадающего в глубину резко изображаемого пространства. Итак:


#7 Какие параметры влияют на степень размытия фона?


Подробно эту тему (и многие другие) я обсуждаю здесь, на Базовом курсе для начинающих фотографов. =: ) А тут, в жж, всё также, традиционно, я отвечу кратко и развёрнуто.



Краткий вариант:


Где:

R1 — передняя граница резко изображаемого пространства;
R2 — задняя граница резко изображаемого пространства;
R — расстояние в метрах, на которое производится наведение на резкость;
f — фокусное расстояние объектива (абсолютное, а не эквивалентное), в формулу подставляется значение в метрах;
K — знаменатель относительного отверстия объектива (число диафрагмы);
z — диаметр допустимого круга нерезкости, для негативов форматом 24х36 мм равный 0,03—0,05 мм (в формулу подставляется значение в метрах).

Глубина резко изображаемого пространства P определяется разностью между задней и передней границами резкости.

Вот. Всё ведь понятно, да? =: )

Ок, ладно. Если говорить русским языком, то размытие будет сильнее, если взять длиннофокусный объектив с широко открывающейся диафрагмой и снимать близко расположенные объекты. =: ) Причём, вклад диафрагмы — самый очевидный, поэтому только про него обычно и говорят. Хотя, как вы можете видеть, он далеко не единственный. И есть ещё один параметр, который не столь очевиден. Про него — чуть позже.



Развёрнутый вариант:

Чтобы ответить развёрнуто нужно сначала понять: что же там происходит? Для этого нужно рассмотреть картинку более внимательно:


В квадрате 1 мы видим сильно увеличенную букву h, попавшую в зону резко отображаемого пространства. Протяженность этой зоны вдоль оптической оси объектива называют "глубина резко изображаемого пространства" (ГРИП). Отлично видно, что граница между чёрной буквой и белым фоном чёткая, поэтому буквы в этой зоне и воспринимаются нами как резкие. В квадрате 2 такая же буква, но уже не попавшая в ГРИП и при увеличении видно, что граница буквы и фона размыта, она занимает намного больше места, чем в квадрате 1.

Так вот, чёткими мы считаем объекты, границы которых укладываются в "допустимый круг нерезкости" (см. квадрат 1). Оперируя правилами геометрии и определённым допустимым кругом нерезкости, можно проиллюстрировать те параметры, которые влияют на размытие фона (помимо фокусного расстояния объектива, которое пойдёт под номером 1):



2. Открытие и закрытие диафрагмы:





3. Расстояние до объекта съёмки:





4. И четвёртый параметр, наличие которого не совсем очевидно, но тем не менее, который влияет на степень размытия фона, а именно — физический размер матрицы фотоаппарата:


Кстати, именно этот четвёртый параметр часто ускользает из внимания. А между тем, именно из-за него на карманных мыльницах практически нереально добиться сильного размытия фона за объектом съёмки. И из-за него же, теми же карманными мыльницами очень удобно снимать макро (жучок или капельки воды будут все в фокусе), в то время как профессиональные полнокадровые камеры нуждаются для этой же задачи в оснащении мехами или на худой конец — объективом Tilt-Shift. =: )

Итак, подводя итог. =: ) Если хочется большего размытия, то для этого можно сделать следующие вещи:

  • максимально открыть диафрагму;

  • подойти как можно ближе к объекту съёмки;

  • использовать объективы с как можно большим фокусным расстоянием;

  • и взять фотоаппарат с как можно большей матрицей.
  • Tags: faq, photoschool
    Subscribe

    • Пара мыслей про финальный сезон Game of Thrones

      Я немного подождал после окончания финального сезона Game of Thrones, чтобы все наконец-то посмотрели его. И вот только сейчас решил написать своё…

    • Ошибка урбанистов

      Сейчас тема урбанистики в Москве снова весьма актуальна. В твиттере идут войны, сверкают молнии, гремит гром, но там, увы, не напишешь развёрнуто.…

    • А чего такова?..

      Удивительно, что среди друзей и знакомых довольно часто попадаются люди, которые наивно так спрашивают: "А чего такова плохова в реновации?…

    Buy for 800 tokens
    Buy promo for minimal price.
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 134 comments

    • Пара мыслей про финальный сезон Game of Thrones

      Я немного подождал после окончания финального сезона Game of Thrones, чтобы все наконец-то посмотрели его. И вот только сейчас решил написать своё…

    • Ошибка урбанистов

      Сейчас тема урбанистики в Москве снова весьма актуальна. В твиттере идут войны, сверкают молнии, гремит гром, но там, увы, не напишешь развёрнуто.…

    • А чего такова?..

      Удивительно, что среди друзей и знакомых довольно часто попадаются люди, которые наивно так спрашивают: "А чего такова плохова в реновации?…